Диагностика силового агрегата автомобиля стала достаточно обыденной процедурой для рядового автовладельца. И дело даже не в том, что регулярная проверка работоспособности позволяет выявить поломки на ранних стадиях появления и значительно сэкономить на ремонте в будущем. Просто диагностика стала настолько доступной, что теперь совсем необязательно гнать авто на СТО. Достаточно купить автосканер и провести все манипуляции в собственном гараже. Также в бортовые компьютеры авто интегрируются системы управления с режимами самодиагностики.
Помимо этого, диагностика может проводиться и по косвенным признакам. Например, по шуму в процессе работы и характеру выхлопных газов. Подробнее об этом – ниже.
С чего начинаем
Современные модели авто оснащаются целым набором контроллеров и умной электронной системой управления двигателем, которая делает возможной быструю оценку состояния отдельных узлов силового агрегата. Однако во многих случаях одного лишь использования ЭСУД бывает мало. Чтобы получить максимально объективные результаты, нужно провести еще ряд действий. Итак, что необходимо сделать:
- визуально осмотреть двигатель и пространство под капотом на предмет наличия утечек и следов нагара;
- проверить топливный и воздушный фильтры;
- осмотреть свечи зажигания и бронепровода;
- проверить правильность установки элементов газораспределительного механизма;
- измерить уровень компрессии в цилиндрах.
Для проведения полноценных диагностических процедур понадобится следующий набор приспособлений и приборов:
- ключи и отвертки;
- компрессометр;
- автосканер (а также необходимый софт, переходники и гаджет для выведения на экран полученной информации).
Хорошую модель автосканера с большим набором функций можно найти по ссылке: https://cartools.com.ua/product/avtoskaner-delphi-ds150e-20143-usb-bluetooth.
Внешний осмотр “движка”, замеры показателей компрессии и давления топлива
При осмотре подкапотного пространства, о котором уже упоминалось выше, особое внимание уделяется электропроводке, патрубкам и шлангам, по которым подаются технические жидкости. Далее настает черед фильтров (топливного и воздушного). Если они забиты, это негативным образом может сказаться на функциональности ДВС.
После этого важно удостовериться в том, что уровень технических жидкостей (масло, антифриз и др.) не упал ниже минимально допустимого. Следующим пунктом идет проверка выхлопных газов. После того, как двигатель прогреется до приблизительно рабочего состояния, следует погазовать. Если дым будет белым, синеватым или серым, то это свидетельствует об определенных проблемах: нарушение образования смеси, попадание посторонних жидкостей в камеру сгорания.
Не лишним будет и проверить систему вентиляции картера. Для этого существует экспресс-метод. Достаточно отсоединить патрубок и вставить в него отрезок чистой ткани. После этого двигатель заводят и следят за тем, летит ли масло или идет ли дым. Если да, то это свидетельствует о дефектах в работе поршневых колец.
При замере компрессии откручиваются свечи. Их тоже нужно внимательно осмотреть. Низкая компрессия – сигнал о том, что износилась цилиндро-поршневая группа, прогорели клапаны или залегли кольца.
На бензиновых агрегатах замер давления топлива производится в топливной рейке. Если показатели отличаются от рекомендуемых, значит проблема может скрываться в бензонасосе, фильтре или регуляторе давления.
“Звуковая” диагностика
Немаловажная процедура. Опытный автомеханик на слух может определить даже самую сложную поломку. На базовом уровне уже само определение наличия посторонних звуков поможет понять, что с двигателем что-то не так. Если нехарактерный шум доносится где-то из глубины двигателя и едва различим, то на помощь придет механический стетоскоп.
Многое о характере проблемы могут сказать тональность звука (глухой или звонкий), а также его изменения при увеличении оборотов. При этом нужно понимать, что источником звука может быть не только сам мотор, но и навесное оборудование или приводы.
Компьютерная диагностика
Это один из самых оптимальных и быстрых способов проверки. В режиме реального времени отображаются многие ключевые показатели работы мотора, а электронный блок управления, на основе данных с датчиков, выдает информацию о сбоях в работе и локализует дефектный участок. Естественно, что этот вид диагностики затрагивает только те узлы ДВС, которые оснащены датчиками.