Між негативом і стресом існує тісний взаємозв’язок.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
19 бер. 2015 14:18 - 19 бер. 2015 14:56 #96776 від Oleksandr
Стресс (общий адаптационный синдром) - это совокупность стереотипных приспособительных реакций, которые возникают в организме в ответ на действие чрезвычайных раздражителей различной природы.
В медицине о стрессе говорят в тех случаях, когда события, происходящие в жизни человека, подавляют его способность справляться с ситуацией. Стрессовым событием может быть нечто хорошее (повышение по службе, новая работа, новоселье, вступление в брак) или плохое (потеря работы, утрата любимого человека, развод, угроза финансовому положению или здоровью), но в любом случае может возникнуть психическая реакция, выводящая человека из равновесия.
Каждый из нас на протяжении своей жизни иногда сталкивается с таким психическим вызовом; в подобных случаях мы иногда действуем с уверенной невозмутимостью, а иногда теряемся в нерешительности.
Со стрессом, в той или иной степени, на протяжении всей жизни встречается каждый человек. Выделяют три стадии стресс -реакции: стадию тревоги, в которой происходит мобилизация сил организма, стадию устойчивости и стадию истощения, которая возникает при слишком сильном или длительном воздействии стрессора, а также в том случае, когда адаптивные силы организма ослаблены. На этой стадии стресс -реакция принимает болезненный характер, формируются патологические состояния, такие, как депрессия, неврозы и прочее. Важно отметить: проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что характер реагирования на стресс лишь отчасти обусловлен наследственными факторами и в значительной степени зависят от самого человека - уровня его знаний, образа жизни, поведения.
Сигналы о том, что Вы находитесь под действием избыточного стресса, могут быть самыми разными: от общего недомогания до физической боли. Диапазон этих симптомов настолько широк, что часто люди не воспринимают их как сигналы стресса. К ним относятся эмоциональные реакции , к примеру, неадекватное, завышенное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться.
Более сильный стресс может нарушить сон и работоспособность. У многих людей, находящихся под воздействием раздражителей, снижается способность определять приоритеты и принимать решения, они подходят к решению проблем с меньшей уверенностью и делают больше ошибок. Стрессовая ситуация может, наконец, проявиться в физических симптомах: головной боли, понижении температуры кистей рук и ступней, нарушении пищеварения, болях в затылке или спине, появлении язв, тошноты, в одышке, сильном сердцебиении, мышечных спазмах и заболеваниях кожи (появлении прыщей, псориаза и т.д.).
Клинические исследования показали, что стресс может повышать уровень холестерина в крови человека, что, в свою очередь, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Наблюдая за работой бухгалтеров, ученые выявили, что в периоды очень интенсивной работы уровень холестерина в крови у них возрастал на 20 процентов. Другие исследования свидетельствуют о том, что для людей, находящихся в стрессовой ситуации, характерен пониженный уровень в крови Т- лимфоцитов, способствующих борьбе организма с инфекцией.
Если человек смотрит современные телепередачи, которые страх только нагнетают и усиливают, то недалеко к тривожно-дипресивному состоянию.
Каждый день на нас обрушиваются ужасные предупреждения и плохие новости. Давно стало привычным, что лучшая из новостей - это отсутствие таковых. Хорошие новости продаются хуже, чем плохие - таково уж свойство человеческой натуры, и те же СМИ вовсю этим пользуются: плохие новости, критические ситуации и кризисы - их хлеб насущный. Со всех сторон - одни напоминания о постоянной угрозе: здоровью, экономической стабильности, семье. Короче говоря, всему. И всегда. Беря пример с масс-медиа, люди и между собой начали обмениваться преимущественно негативной информацией.
Теоретически человек вроде бы должен теперь жить дольше благодаря успехам медецины. Со всеми удобствами, доставляемыми человеку обществом массового потребления, основаного на идеале "потребление ради потребления", жизнь человека предполагается сделать счастливой, а большой обьем информации призван обеспечить интеллектуальную составляющую такого счастья. Тем не менее люди почему-то чувствуют себя все хуже, больше болеют, страдают от депрессии...
Конечно мы интересуемся тем, что происходит в мире. Все это, несомненно, нас в какой-то степени касается.
Между тем относительно не так уж давно мы, возможно, никогда не узнали бы обо всем этом - пусть даже при том, что предметы для беспокойства существовали и тогда.
Если власть не учитывает интересов общества, в этих условиях неизбежны кризисы доверия к информации, а в информационном обществе это означает торможение нормальной адаптации людей к глобальным изменениям. Конечным итогом может стать социальный катаклизм, который мы сегодня наблядаем...
Недаром очень многие люди поступают мудро, ограничивая время просмотра телепрограм, а в особенности - выпусков новостей. Вполне достаточно прослушать один выпуск в сутки. Негативной информации даже в этом случае будет с избытком.
Останнє редагування: 19 бер. 2015 14:56 ким Oleksandr.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
20 бер. 2015 13:13 - 20 бер. 2015 17:56 #96789 від Oleksandr
Типичными реакциями на стресс являются беспокойство, депрессия, бегство, гнев и страх. При стрессе мы становимся беспокойными, раздражительными, усталыми, постоянно находимся в напряжении. Нам все время хочется спать, или мы не способны спать вообще. У нас появляется ненасытный аппетит, и мы набираем вес, или пища совсем не привлекает нас, и мы худеем.
Каким бы ни был стресс, хорошим или плохим, эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие черты. Особенно от стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Методы лечения стресса.
Как базовые рассматриваются безлекарственные методы лечения - физические тренировки, отказ от курения, различные диетические мероприятия, психотерапия, и другие. И хотя с их помощью, как правило, нет возможности получить быстрый лечебный эффект, при длительном применении они способны замедлить развитие заболевания.
Отметим, что многие пациенты небезосновательно считают курение и алкоголь одними из "быстрых мер" уменьшения стресса, тем не менее вред, наносимый курением и употреблением алкоголя, несравненно больше, чем их мнимая польза.
Мощным антистрессовым "оружием" являются регулярные физические упражнения. Ходьба (25-30 километров в неделю) может уменьшить риск катастрофических последствий стресса почти на 40 процентов. Медитация, аэробика, массаж, упражнения на растягивание также снижают проявления стресса. Необходимо выбрать то, что нравится, и определить условия и место занятий.
Вспомним добрым словом и психотерапию. Это лечение информацией (в том числе убеждением), которая может быть адресована к одному больному (индивидуальная психотерапия) или одновременно к целой группе пациентов (групповая, семейная психотерапия). Она может исходить непосредственно от врача, передаваться в звукозаписи (лечебные магнитофонные ленты), по радио, телевидению, в виде кинофильмов (лечебные, психотерапевтические), путем печатного слова (библиотерапия) или с помощью игр (имаготерапия).
В преодолении стрессового состояния важно соблюдать режим: в одно и то же время вставать, есть, работать, ложиться спать. Не забудьте о правильной организации отдыха. Помните: кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать.
Предотвращению сердечно - сосудистых нарушений при стрессе способствуют положительные эмоции. Недаром говорят, смех - лучшее лекарство. Так что смейтесь чаще, смейтесь больше.
Останнє редагування: 20 бер. 2015 17:56 ким Oleksandr.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
24 бер. 2015 09:32 #96859 від Oleksandr
З усього сущого на землі свідомість має тільки людина. Цей феномен - людська свідомість - не піддається осмисленню бодай такою мірою, щоб створити обгрунтовану теорію чи хоча б висунути більш-менш переконливу гіпотезу. Мабуть, не дано людині до решти пізнати свою сутність. Свідомість є властивою тільки людині формою психічного відображення дійсності, яке проявляється у вигляді знань. Ці знання закріплені в мові завдяки чому їх можна передати іншим людям. Наша свідомість була б занадто перевантажена, якби ми багато чого не робили підсвідоме.
Регуляція поведінки людини відбувається при активній взаємодії свідомої, підсвідомої і неусвідомленої форм діяльності головного мозку. В підсвідомість переходять багато емоціональних станів і реакцій, істотно впливаючи на функції органів і систем нашого організму.
Відомий лікар середньовіччя Авіценна провів експеримент, який наочно показав згубний вплив страху на тварин. У дві клітки він помістив двох баранів, де були створені однакові умови їх утримання. Але неподалік однієї клітки він поставив клітку з вовком. Баран не витримав такого сусідства, перестав їсти і незабаром загинув.
Згубно діє страх і на людей. Особливо йому підвладні діти. Багато з них бояться темряви, покарання. На цьому грунті у дітей можуть розвиватися найрізноманітніші неврози зі зміною поведінки і захворюваннями. Є діти з нав'язливими станами страху, які не можуть пояснити свій стан. За неадекватну поведінку їх карають, а це ще більше поглиблює зміни психіки. Невинні погрози малюку на кшталт «не йди туди, бо там вовк тебе з'їсть» він сприймає як цілком реальну можливість. А якщо на додачу вона дивиться ще сучасні телепередачі, які той страх тільки нагнітають і підсилюють, то тут уже недалеко й до тривожно-депресивного стану.
Нині лікарі зіткнулися з досить незвичайним і тяжким проявом страху в людини. Йдеться про так звані панічні атаки, які виникають несподівано в будь-яку годину дня чи ночі і тривають від кількох секунд до 30 хвилин. При цьому людина ніби передчуває якесь нещастя. Психо-нейрофізіологи вважають, що при панічній атаці порушуються хімічні процеси в мозку, внаслідок чого він одержує несправжні сигнали біди. Підвищена активність певних ділянок мозку призводить до викиду норепінефріну( норад-реналіну), який викликає симптоми, властиві панічній атаці. Для поліпшення функції симпатоадреналінової системи рекомендується вживати природні форми кальцію і магнію, мультивітамінні комплекси. Благодійно впливають цілющі рослини: чорниця,ромашка, м'ята, цвіт липи, хміль, корінь валер'яни тощо. Все це добре доповнює лікування, призначене психоневрологом. У раціон корисно включити абрикоси, сухофрукти, банани, часник, боби, горіхи, сою. Обмежити вживання тваринних білків, уникати продукті в з цукром, газованих напоїв, алкоголю, кави, шоколаду, чаю тощо.
Особливо часто зустрічаються невротичні розлади внутрішніх органів. Вивчення клінічних проявів неврозів привело лікарів до висновку, що серце найчастіше вражається страхом,печінка — гнівом, шлунок — апатією, пригніченим станом, зростання онкологічних захворювань також повязують із впливом на людину згубних психотравмуючих чинників.
Неврастенія характеризується перенапруженням гальмівних процесів, у людини порушується здатність стримуватися, володіти собою, вини¬кає нетерпимість до зауважень, поспішливість, роздратування, сварливість і т. ін. Щоб вийти з цього стану, необхідно дотримуватися режиму праці й відпочинку, харчування, що сприяє поліпшенню функцій мозку, проводити психотерапевтичне та загальнозміцнююче лікування.
Особливим видом неврозу є істерія, для якої характерне переважання емоцій над розумом. Істеричний спалах може виникнути через незначну психічну травму, дріб'язкову подію чи неприємність. При нападі істерії людина може сміятися, плакати, падати, можуть посмикуватися групи певних м'язів, виникати судоми. Прояв істеричного неврозу є своєрідною захисною реакцією, що виникає в «безвихідний» для хворого ситуації. У виникненні істеричних порушень і закріплені їх на тривалий час велику роль відіграють навіювання і самонавіювання. При появі симптомів істерії слід звернутися до фахівця, навколо хворого створити спокійну, ділову атмосферу, не нагнітати обстановку. Запровадити режим праці й відпочинку, прогулянки на свіжому повітрі, заняття спортом,виключення будь-яких нервових перевантажень.
Ці користувачі подякували: Dj Os

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
26 бер. 2015 08:51 - 26 бер. 2015 09:23 #96886 від Oleksandr
Физическая нагрузка обязательна для всех, особенно для офисных работников. Домашняя работа с многочасовым простаиванием у плиты и уборка – отнють не равноценный заменитель беговой дорожки. Движение – это жизнь. В процесе занятий спортом, плаванием, прогулок с собакой или возни во дворе с детьми вырабатывается большое количество эндорфинов – гормонов счастья, дающих нам ощущение полета, легкости бытия и радости. Спорт позволяет выявить и преодолеть барьеры внутри себя. А внешнее - суть отражение внутреннего…
Самое главное - втянуться. Привычка вырабатывается в течении 21 дня. Наша задача – любими силами 21 день заниматься выбраным видом спорта. С любими стимулами, под любыми предлогами. Потом, поверте, втянитесь – за уши не оттянеш. Еще бы! Все заменяют эндорфины куренем, углеводами, алкоголем, а вы и без этого здоровы и счастливы. Кстати, в идеале занятий видами спорта должно быть не менее трех, и от 30 минут каждое. Пульс от загрузки должен достигать 120-130 ударов в минуту. Не забывайте о разминке, разогревающей мышцы, растягиающей святки и успокаивающей заминке.
С чего начать? Если вы затрудняетесь в выборе, прислушайтесь к себе. Чего не хватает в жизни? Какие проблемы с телом? Чего хочется душе? Врачи новичкам рекомендуют начинать занятия спортом с ходьбы. Очень хороший вариант – и воздух, и спорт.
Начать можно с ходьбы по 20-30 км на неделю. Исследователи отобрав 150 мужчин и женщин с повышенным уровнем холестерина в крови, которые ведут сидячий образ жизни, разбили их на подгруппы. Первая продолжала жить как обычно, вторая осуществляла пешеходные прогулки длиной суммарно 20 км на неделю, третья - 30 км и четвертая подгруппа бегала рысцой по 20 км на неделю. Тренировки длились 9 месяцев.
У всех активных участников физическая форма улучшилась: они стали выносливей. При этом 30 км на неделю дали лучшие результат, чем 20 км, но бег к ним уже ничего не прибавил. Многие неподготовленые новички начинают с бега и этим истязают свой организм. Чтобы существенно снизить риск заболеваний и поддерживать постоянный вес, достаточно проходить быстрым шагом по 30 км на неделю.
У нас всегда есть время и возможности, хотя нам кажется, что нет ни того, ни другого. Да сегодня мы доедем пару остановок на автобусе, потом заляжем у телевизора – надо обязательно посмотреть новости, сериалы. А лет через 30 вместо очереди на подьемник в горах будем сидеть в очереди в поликлинику. Это не черный юмор, это реальность. Как минимум 40 минут в день мы должны быть на воздухе. Согласитесь, это безумно мало, особенно если учесть, что некоторые принимают за свежий воздух перебежку от подьезда к остановке.
Не забывайте: реальную пользу может принести то, что не противоречит нашим желаниям, убеждениям и верованиям. И строить систему здорового образа жизни стоит на основе соответствующих, подходящих лично нам вариантов.
Останнє редагування: 26 бер. 2015 09:23 ким Oleksandr.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
13 квіт. 2015 18:12 #97272 від Oleksandr
Майже сто незалежних досліджень упродовж восьми років аналізували якість життя людей: фізичний стан, відсутність шкідливих звичок, рівень освіти, участь у доброчинних акціях і громадському житті, родинний стан, захоплення спортом і мистецтвом, добробут. Вчені помітили велику різницю тривалості життя у групах, що відрізняються лише ставленням до релігії. Виявилося, що віруючі живуть довше і краще себе почувають.
Чому ж люди з майже однаковими матеріальними, соціальними, кліматичними і екологічними умовами життя мали такі різні показники?
Спочатку більшість дослідників вважали, що найважливішою умовою продовження життя віруючих була відмова від уживання тютюну, алкоголю і, звичайно, наркотиків. З часом значна частина вчених головним чинником довголіття почала вважати стабільність шлюбів та родинних стосунків, постійні дружні контакти між членами релігійних громад. Сьогодні на перший план виходить визнання пріоритету позитивних емоцій, які людям дарує віра.
Фахівці-психологи вважають, що відсутність тривалих депресій дозволяє людині обирати здоровий спосіб життя, бо вона не витрачає свою життєву силу на долання потягу до негативних звичок. Більшість віруючих – природно доброзичливі й щирі люди. Такі риси сприяють створенню стійких стосунків у родині й суспільстві, дозволяють тримати внутрішню рівновагу і добиватися певного успіху в житті.
Секрет віруючих простий. А зрозуміти його вдається далеко не всім.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
07 трав. 2015 22:26 - 07 трав. 2015 22:33 #97878 від Oleksandr
Только ли экстремальные условия могут менять отношения между людьми? Несколько лет назад американские психологи обратили внимание на то, что у некоторых людей во время, казалось бы, спокойной работы стиль общения меняется как при стрессе. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки. т е на психологов и социологов, рабочая обязанность которых -- облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Анализ работы этой службы выявил особую форму "болезней стресса", своего рода "болезнь общения". Ее назвали впечатляюще: "выгорание персонала", "выгорание личности" или короче -- "выгорание". Главная причина -- психологическое, душевное переутомление. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны "дарить" клиентам тепло своей души. Жертвами "выгорания" в первую очередь оказываются психотерапевты (!), учителя, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо и душевно обслуживать других людей. "Выгорание -- плата за сочувствие" назвала американский психолог К. Маслах свою книгу, где представлены результаты обширных исследований ею этого печального явления. Многочисленные проявления "выгорания" можно свести к трем типам.
Первый -- "уплощение", "притухание" эмоций, когда исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все нормально, но... скучно и просто на душе. Не волнуют ни пламя заката, ни переливы птичьего щебета. Ослабли чувства к самым дорогим и близким людям. Даже любимая пища стала грубой и пресной.
Второй -- возникновение конфликтов с клиентами. Сначала они скрытые. В кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему с трудом
удается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность. Ее жертвой, как правило, становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи или хотя бы участия.
Третий тип наиболее социально и экономически опасен для общества -- это утрата представлений о ценностях жизни, т. е. состояние, в котором "на все наплевать". Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но приглядитесь к нему. У него пустой взгляд и ледяное сердце. Мир для него безразличен.
Разрабатываемые за рубежом многочисленные методы профилактики "выгорания" направлены на ликвидацию "стресса жизни". Но они не учитывают, что в экстремальных условиях стрессовые отношения в общении возможны в обе стороны. Наряду с "выгоранием" встречается поразительный энтузиазм, питающийся сознанием того, что общество нуждается именно в тебе.
"Выгорания" обычно удается избежать, если коллектив и семья поддерживают в человеке убежденность в том, что, несмотря на трудные условия жизни и работы, он сможет проявить себя достойно. Но главное, конечно, "выгорающему" необходимо отдохнуть душой и телом.
Останнє редагування: 07 трав. 2015 22:33 ким Oleksandr.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
26 трав. 2015 14:58 - 27 трав. 2015 09:25 #98377 від Oleksandr
Работа З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", принадлежащая зрелому периоду творчества и потому представляющая собой фрагмент открытого психоаналитического поля, переплетенных и взаимосвязанных размышлений, содержит в себе целый ряд загадок и неясностей, связанных с аналитической интонацией автора, с характером задаваемых им вопросов, выдвигаемыми тезисами полупоэтической природы и, наконец, с самой внутренней логикой размышлений Фрейда. В этом тексте неуловимо, как некий аромат, присутствует грамматическая неправильность, свойственная, надо заметить, наиболее изощренным и интересным интеллектуальным реализациям Фрейда. Подобные легкие аберрации в языке мысли мы можем встретить у таких глубоко погруженных в собственное бессознательное авторов как Шекспир и Платон. Именно они оттачивают и провоцируют наше читательское внимание в наибольшей степени.
Фрейд начинает с якобы простой аналогии между двумя состояниями: скорбью и меланхолией. Они, во-первых, похожи по своим проявлениям; и то, и другое сопровождается дурным настроением, заторможенностью всякой продуктивности, потерей интереса к внешнему миру, утратой способности любить. Во-вторых, возникают как реакция на утрату чего-либо бесконечно ценного (любимого человека, родины, свободы - то ли иронически, то ли серьезно развивает перечисление Фрейд). Тем не менее, скорбь не считается патологическим состоянием, а меланхолия рассматривается как безусловно таковое. Кроме того, Фрейд подчеркивает, что скорбь принципиально понятна в механизме своего возникновения и протекания, тогда как в меланхолии есть нечто от понимания ускользающее, нечто абсурдное.
И вот здесь появляются так называемые "маленькие различия". Погружение в меланхолию, действительно, связано с утратой. Но, в отличие от скорби, речь не идет о "реальной утрате близкого человека" - меланхолия весьма своеобразно обращается с реальными причинами. Как выражается Фрейд, в этом случае имеет место "более идеальная по своей природе потеря… предположение о такой потере вполне правильно, но нельзя точно установить, что именно было потеряно, и тем более можно предполагать, что и сам больной не может ясно понять, что именно он потерял. Этот случай может иметь место и тогда, когда больному известна потеря, вызвавшая меланхолию, так как он знает, кого он лишился, но не знает, что он в нем потерял". Любопытная в логическом отношении ситуация неизвестности утраченного позволяет прочесть меланхолию и противоположным образом: не через лишенность обладания, но через "обладание лишенностью". Тогда скорби как утрате сверхценного объекта противостоит меланхолия как логически парадоксальная ситуация обретения объекта, предельно обесцененного, которую вполне мог бы предварить вопль: "Не спите! Гламис зарезал сон, и впредь отныне Кавдор не будет спать, Макбет не будет спать!".
Фрейд определенно обращает внимание на тяготение меланхолического состояния к универсальности. Меланхолия автономна, самодостаточна и тяготеет к замыканию в психодинамическое единство характера. Ей присущи масштаб, театральность и абсурдность. Фрейд говорит о "величественном оскудении Я", а также о "психологически в высшей степени примечательном преодолении влечения, благодаря которому все живое продолжает жить". Если скорбь в итоге подчиняется принципу реальности, то меланхолия в своем развитии явно следует путем парадокса. При скорби психическая заторможенность и потеря интереса к миру понятны - мир опустел. "Меланхолическая же заторможенность производит на нас загадочное впечатление, ибо мы не в состоянии понять, что же в столь полной мере поглощает больных". Читая описание Фрейда, трудно избавиться от ощущения, что меланхолия есть некое напряженное восхождение. Меланхолик, действительно, перестает спать, он входит в бесконечно бодрствующее состояние, которое на самом деле отнюдь не свидетельствует о трезвой работе сознания, но скорее представляет собой длящуюся дневную грезу. Состояние сна в этом случае неотличимо от состояния бодрствования и мы в равной мере можем утверждать, что меланхолик не так чтобы не может уснуть, а просто перестает просыпаться. "Утрата, недоступная сознанию" или же "обладание чистым отсутствием" структурирует меланхолию и превращает ее в транспарентное состояние - состояние, в котором бессознательное говорит прямой речью, говорит о себе правду, не пользуясь символами сновидений.
То, что говорит меланхолик, представляет собой весьма интересный феномен. В связи с резким снижением самооценки (чего нет при скорби), меланхолические тексты выглядят как однообразные потоки самообвинений, несоразмерные реальным качествам субъекта. Противоречить больному, с точки зрения Фрейда, бессмысленно прежде всего потому, что в этих текстах высказывается истина его расстройства, "по-своему он прав и выражает что-то сложившееся, что обстоит именно так, как ему кажется". Любопытно только, что вроде бы явное намерение его речи - признание, самоуличение - не соответствует характеру ее развертывания: меланхолик совершенно не испытывает стыда. Ситуация совершенно абсурдная: это как если бы Раскольников произносил сакраментальное "я убил", подмигивая, читая газету или жуя бутерброд. Адекватный мотив меланхолической речи восстанавливается лишь в том случае, если предположить, что целью субъекта в этом случае является не признание, но самопознание; а поведение меланхолика суть поведение самопознания. Но тут Фрейд очень осторожен. Он говорит, да, "меланхолик воспринимает истину острее остальных, немеланхоликов", но беда в том, что он воспринимает ее саму по себе, вне связи с человеческим контекстом - "и мы лишь спрашиваем себя, почему нужно сначала заболеть, чтобы подобная истина (надо полагать, чистая истина, истина как таковая - Н.С.) стала доступной". Ведь если человеку вдруг становятся абсолютно очевидны все человеческие недостатки, мы назовем его больным, не рассматривая степень истинности этого откровения. Некорректность когнитивной позиции меланхолика заставляет Фрейда всматриваться в более тонкие дифференции этого состояния.
Фрейд замечает, что если "терпеливо выслушивать различные самообвинения меланхолика", то можно прийти к следующим выводам: во-первых, меланхолик говорит не о себе - с небольшими изменениями его слова гораздо больше подходят тем, кого "больной любит, любил или должен был любить" (обратим внимание на эту замечательную неопределенность); и второе, несмотря на однообразие жалоб, все они "имеют различные бессознательные основания". Первое наблюдение, по мнению Фрейда, дает ключ к разгадке основного противоречия, возникающего в контексте рассуждения о скорби и меланхолии. (Если верить принципиальной аналогии - причина меланхолии имеет отношение к утрате объекта; если верить словам меланхолика - причиной является утрата его собственного Я.) Расщепление адресации в жалобах больного свидетельствует и о расщеплении внутри Я. Гипотеза Фрейда состоит в следующем: когда отношения с объектом по той или иной причине потерпели крах, оказалось невозможным оторвать от него либидо и перенести на другой объект, вследствие чего оно регрессировало к Я. В результате Я расщепилось: в нем выделилась критическая инстанция, а другая часть отождествилась с утраченным объектом и подверглась трансформациям. Так утрата объекта превратилась в утрату Я.
Этот фрагмент рассуждения Фрейда вызывает наибольший теоретический интерес, который можно выразить, по крайне мере, в трех вопросах. Как происходит отвод либидо от объекта? Почему невозможен перенос либидо на другой объект? Что представляет собой "объектная трансформация Я"? К первому вопросу Фрейд сам возвращается в финале своей статьи и весьма знаменательным образом. "Быстро выговаривается и легко записывается на бумаге, что "бессознательное представление объекта покидается либидо". Но в действительности это представление выглядит как сумма несчетных отрывочных впечатлений (их бессознательных следов), и отвод этого либидо не может быть кратковременным процессом… Нелегко определить, начинается ли он во многих местах одновременно или содержит какую-то определенную последовательность; при анализе можно часто констатировать, что активизированы то те, то другие воспоминания и что идентичные, утомляющие своей монотонностью жалобы проистекают все же всякий раз из нового бессознательного основания".
То есть, либидо покидает объект медленно и трудно и, судя по всему, в случае меланхолии, может покинуть его только ради Я, - либидозные потоки навсегда замыкаются в отношениях между Я и объектом, жизнь субъекта синхронизируется с этой первичной экономикой либидо. Если следовать внутренней логике текста, мы должны были бы просто сказать, что отвод либидо от объекта невозможен. Парадокс меланхолии в том, что мысль о невозможности утраты превращает угрозу утраты в бесконечно более значимый факт, чем любое ее конкретное исполнение. И, конечно, только утрата как онтологическая возможность, отсутствие как логический факт делают таким неуловимым переход от утраты объекта к утрате Я. (Легко заметить, что в силлогизме, пытающемся заключить от утраты объекта к утрате Я, только один средний термин.)
Происходит объектная трансформация части Я, которая описывается Фрейдом в следующих поэтических и стратегических терминах: "тень объекта падает на Я" или "хотя при регрессии объект бывает уничтожен… но он оказывается мощнее, чем само Я", "объект берет верх над Я", "Я рассматривает само себя как объект". Во всех этих случаях "объект" может быть безболезненно заменен на "предмет утраты". Такой объект утрачен еще до того момента, когда субъект осознает, что же, собственно, находится в его обладании. Утраченный объект подобно прустовскому "утраченному времени" становится единственным способом бессознательного мышления и бессознательного конституирования самого Я. (Любопытно, что фрейдовская реконструкция меланхолического опыта как будто пребывает в диалоге со знаменитым гносеологическим построением Платона, воспроизведенным впоследствии Августином Блаженным. И Платон, и Августин уверены: мы можем знать только то, что уже известно нам каким-то образом, ровно так же как можем стать только тем, чем уже являемся. Фрейд, напротив, описывает ситуацию непрогнозируемого становления, причина и основа которого - аффективно заряженная предметность, лишенная имени.)
Неудивительно, что обсуждение вопроса о меланхолии неизбежно смещается в аффективную сферу, где правом действия обладает уже не Я, но любовь и ненависть как таковые. Здесь ненависть способна нанести ущерб любви. И, в частности, основанием для регрессии либидо к Я также становится необходимость сохранения любви как таковой, ибо и она, подверженная влияниям Утраты, оказывается под угрозой несуществования. Фрейд говорит так: "При меланхолии завязывается множество поединков за объект, в которых борются друг с другом ненависть и любовь, первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под натиском сохранить позицию либидо. Эти поединки мы не можем перенести ни в какую другую систему, кроме как в бессознательное, в империю запечатленных, материальных следов воспоминаний". В этом фрагменте грамматическая неправильность, на которую обращает внимание Сократ, и которая останавливает глаз также в шекспировском тексте (открытие Макбета - "Макбет зарезал сон" - явно не соответствует событиям фабулы, мы знаем только, что он зарезал спящего Дункана) - проговаривается и мотивируется Фрейдом. Я не распоряжается своими аффектами. Меланхолик - это человек, "удовольствие которого огорчено". На территории Утраты аффекты сталкиваются и вступают друг с другом в непосредственные взаимоотношения, в результате которых структура аффекта сохраняется, а смысл меняется на противоположный. В психоэкономическом отношении подобное преобразование должно завершиться освобождением значительных количеств накопленной связанной энергии, что в контексте фрейдовского размышления может быть понято как боль (физическая, а затем и аналогичная ей душевная, - замечает Фрейд).
Тем самым функции меланхолии постепенно проясняются. Вспоминая озабоченность современной культуры проблемой боли, а именно, бесчисленными фальсификациями страдания, попыткой выдать за боль саму мысль о боли, гипотетически предположим, что меланхолия это не мотивированное внешними причинами парадоксальное психическое состояние, занятое конституированием душевной боли как боли (чистая боль, вероятно, возможна не в меньшей степени, чем чистая мысль) и в этом смысле представляет собой некую личностную школу аффекта, принудительно обучаясь в которой, человек продвигается к более подлинному чувствованию.
P.S. У многих в Украине, России в странах восточной (СЭВ) и даже западной Европы, после распада союза появилось ощущение утраты чего-то бесконечно ценного: свободы, родины, любимого человека (были разорваны многие связи между людьми). Многие с обеих сторон не могут простить нанесенные обиды даже 70-ти летней давности. И как следствие этой спирали обид и мести уже во время конфликта в Украине многие потеряли любимых людей, здоровье и все что нажили за всю жизнь…
Утраченный объект подобно прустовскому "утраченному времени" становится единственным способом бессознательного мышления и бессознательного конституирования самого Я. При скорби после этих потерь психическая заторможенность и потеря интереса к миру понятны - мир опустел. Осмелюсь предположить о наличии связи между пссихической и экономической заторможеностью процесов в обществе (заторможенностью всякой продуктивности), которые мы в той или иной степени наблюдаем во всех странах вовлеченных в конфликт.
Меланхолия весьма своеобразно обращается с реальными причинами. Как выражается Фрейд, в этом случае имеет место "более идеальная по своей природе потеря… предположение о такой потере вполне правильно, но нельзя точно установить, что именно было потеряно, и кто в этом виноват. Одни во всем обвиняют Россию, как правопреемника СССР. Россия обвиняет Запад в непрекращающейся целенаправленной глобальной экспансии и развале союза. Противоречить, с точки зрения Фрейда, бессмысленно, все "по-своему правы и им кажется что все сложившееся, обстоит именно так, как им кажется"…
Останнє редагування: 27 трав. 2015 09:25 ким Oleksandr.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Oleksandr
  • Oleksandr аватар Автор теми
  • Елітний учасник
  • Елітний учасник
Більше
08 черв. 2015 13:33 - 08 черв. 2015 13:39 #98691 від Oleksandr
Неприятности нередко бывают долгими. Они создают, по выражению канадского физиолога Г. Селье, "стресс жизни". Как говорится, "пришла беда -- открывай ворота". Тягостные события наслаиваются одно на другое и бывает трудно понять, какая невзгода больше действует на человека, от чего в первую очередь
надо его спасать. Длительный стресс из-за нескончаемой череды неприятностей, даже если они приходят "малыми порциями", значительно хуже для человека, чем однократное, пусть даже сильное, но быстро проходящее переживание. При таком стрессе, рождающем чувство безысходности и беспомощности, возникают многочисленные "болезни стресса". Многие западные авторы называют их "болезнями цивилизации". Но это название неточно.Не всякие цивилизации несут с собой "болезни стресса". Древние цивилизации имели высокую культуру и сложные социальные отношения. Но для этих цивилизаций "болезни стресса" не были характерны. Только во второй половине нашего столетия эти болезни стали распространяться в странах с развитой индустриальной цивилизацией. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса".
Наше индивидуальное внутреннее пространство -- сложнейшая система физиологических и прочих механизмов и процессов, огромный мир, заключенный в теле. Некоторые национальные традиции ряда стран, помогают людям лучше ощущать свое тело и внутренние органы. Это способствует управлению физиологическими процессами, казалось бы, не подвластными нашей воле, помогает излечению от некоторых заболеваний.
Есть еще одно "внутреннее пространство", которое ощущает в себе каждый человек. Это "пространство" чувств, мыслей, духовных устремлений, т. е. всего того, что позволяет каждому из нас считать себя личностью, ощущать и осознавать свое "я". В этом -- психологическом -- пространстве обитают радость и горе, любовь, сочувствие и неприязнь, упрямство и расхлябанность, и многое-многое другое. Внутренний мир каждого человека во многом уникален. Но есть качества, позволяющие различать типы людей по способностям, по характеру. Это типологические, точнее, индивидуальные различия. Многочисленные особенности человека могут как бы "наслаиваться" одна на другую, создавая сложную неповторимую личность.
Останнє редагування: 08 черв. 2015 13:39 ким Oleksandr.

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

  • Dentist
  • Dentist аватар
  • Адміністратор
  • Адміністратор
Більше
08 черв. 2015 15:34 #98692 від Dentist
я один це не читаю?

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

Більше
08 черв. 2015 16:39 #98693 від НЕкремлебот

Dentist пише: я один це не читаю?

Ні, не один)))

Будь-ласка, Увійти або Зареєструйтесь, щоб приєднатись до розмови.

Час відкриття сторінки: 0.177 секунд
0
репостів
0
репостів