Современная живопись: искусство преодоления формы и выразительности
Понятие «современная живопись» в его нынешнем значении вошло в употребление во второй половине ХХ века. Его используют для обозначения различных направлений в изобразительном искусстве в период с 1950-х годов по нынешний день. Всех их объединяет оппозиционность по отношению к художественным принципам и практикам модернизма. Обычно полотна художников, работающих в этих направлениях, экспонируются в галереях и музеях современного искусства https://kyiv.gallery/ru/kartiny . В странах ЕС и США существуют государственные программы поддержки творчества мастеров новой генерации.
Принципы современной живописи
Усталость от модернизма начала проявляться в творческой среде в конце 40-50-х годов. Попытки основать новую традицию привели к отрицанию старых подходов и разработке художественных принципов в оппозиции к мейнстриму. Мастера новой генерации частично вдохновлялись идеями философии постмодернизма, но тенденция к переосмыслению и буквальному разложению традиционных техник не позволяла выработать философское оправдание для творчества. Учитывая все многообразие направлений, можно выделить несколько ключевых принципов.
Абстрагирование. Этот принцип является логическим продолжением тенденций, наметившихся еще во времена модернизма. Он заключается в нарушении связи между четкими формами и смыслами. Мастера, использовавшие этот принцип, применяли большие кисти для нанесения негеометрических штрихов, а иногда и просто проливали краску на холст, для спонтанного выражения эмоций. Абстрагирование от традиционных форм привело также к появлению работ с цветными полосками или же просто холстов, залитых одним цветом.
Концептуальность. Представители некоторых направлений, наоборот, абстрагируются от физической выразительности и видят задачу искусства в передаче смыслов. На полотнах таких мастеров могут появляться чертежи и упрощенные зарисовки. В центре внимания находится концепт.
Диалогичность. Работы современных художников часто построены в форме диалога между полами, культурами, природой и индустриальной средой. Из-за этого новые направления больше включены в социально-политическую жизнь, чем живопись предыдущих эпох. Некоторые художники заявляют, что искусство превращается в инструмент власти постмодернистского общества.
Процессуальность. Сама работа не является конечной целью. Искусство представляется как событие. Зритель получает подсказки, по которым он может понять причину, цели и траекторию развития процесса.
Известные направления современной живописи
На сегодняшний день искусствоведы насчитывают несколько десятков течений. Некоторые из них завершили свое развитие еще в 70-х годах, а другие появились относительно недавно. Современная живопись уже давно прекратила быть просто искусством. Сегодня она часто используется как площадка для оглашения политических манифестов и активного влияния на общественность.
Абстрактный экспрессионизм
Представители течения позаимствовали у символизма идею спонтанного творчества, но предложили собственный проект ее реализации. Во время творческого процесса художник должен находиться в состоянии эмоционального напряжения и самоотречения. Экспрессивная манера живописи сочетается с мятежным настроем и нигилизмом. На формирование техники и эстетических идеалов абстрактного экспрессионизма огромное влияние имела традиция антифигуративной живописи (кубизм, футуризм, баухауз). Одним из самых известных представителей этого течения был Джексон Поллок. Его кисти принадлежит ряд шедевров: «Стена», «Совпадение», «Синие шесты» и др.
Гиперреализм
Движение возникло как реакция на развитие фотокопировальной техники. Художники приняли вызов и доказали, что средствами художественной выразительности можно создавать более реалистичные изображения, чем сама реальность. На полотнах перед зрителем предстает та действительность, какой ее невозможно увидеть невооруженным глазом. Городские пейзажи современных художников поражают блестящими витринами магазинов, стеклянными небоскребами и отполированными автомобилями. Гиперреалистичности изображений удается достичь благодаря вниманию к деталям. Добавляя тени, увеличивая контрастность и резкость, художники выделяют малозаметные для восприятия элементы. Допускается использование методов механического переноса части изображений с фотографий, но гиперреализм нельзя сводить к простому копированию. Среди самых известных представителей можно упомянуть Ли Прайс, Аллису Монкс и Робин Эли.
Постживописная абстракция
Направление возникло как реакция на проект абстрактного экспрессионизма. Работы мастеров постживописной абстракции отличаются предельным сокращением художественных форм. На полотнах присутствуют только полоски и линии разных цветов. Один из характерных приемов – цветовое варьирование неизменяемой формы. Знаковые произведения постживописной абстракции были написаны Джозефом Альберсом («Цикл скрипичного ключа», Структурные констелляции»).
Поп-арт
Направление зародилось еще в 1950-х годах в США и ЕС. Изначально поп-арт не имел четкой идейной основы и развивался в контексте отрицания старой культуры. Отличительной чертой произведений стало аутентичное сочетание вызова и безразличия. На холстах все объекты изображаются в одной манере, поэтому все выглядит одинаково красиво или одинаково безобразно. Деловое безразличие контрастирует с эстетическими идеалами прошлых эпох. В работах активно используются объекты массовой культуры, представленные в новом свете или в неожиданных сочетаниях. В массовом сознании поп-арт ассоциируется с именем Энди Уорхола. Его работы «Мэрилин Монро», «Че Гевара» и «Тридцать две банки супа Кэмпбелл» обрели всемирную популярность.
Оп-арт
В центре внимания оптического искусства находятся зрительные иллюзии. На холстах изображаются различные плоские и объемные фигуры таким образом, чтобы создать визуальный обман. Зрителям кажется, что объекты движутся по кругу, текут и сливаются. В оп-арте была реализована тенденция к отказу от высоких способов художественной идеализации. Простые формы и ирреальные конструкции кажутся нематериальными. Один из самых видных представителей оп-арт – французский мастер Виктор Вазарели. В 60-х годах он создал такие известные работы, как «Сверхновые» и «Тау-дзета».
Суперплоскость
Название предложил японский художник Такаси Мураками. Отличительная черта произведений этого направления – плоскость всех геометрических форм. Новый визуальный язык родился на фоне поисков японскими художниками собственной культурной идентичности в живописи. Тематического единства в этом направлении нет. Некоторые художники критикуют в своих работах культ потребления и вестернизацию Японии в послевоенное время, другие исследуют сексуальность и подростковые страхи. Протестный сегмент движения интерпретирует суперплоскость, как реакцию на разрушение многослойной культуры. Искусствоведы иногда называют это направления японизированной версией поп-арт. Наибольшую популярность среди представителей движения получил Такаси Мураками. Его Небесные цветы стали лицом суперплоскости.
Современная живопись в Украине
До конца 1980-х – начала 1990-х годов украинская художественная традиция находилась за пределами дискурса западного искусства. Все начало меняться в эпоху перестройки, а уже после обретения Украиной независимости отечественные мастера получили возможность влиться в культурную жизнь Европы и США. Западная традиция не воспроизводилась в творчестве наших мастеров с копировальной точностью. Уже существующие техники и эстетические идеалы сочетались с авторским взглядом на мир и давали жизнь аутентичным произведениям, которые трудно отнести к какому-то одному стилю.
Анатолий Криволап
Мастер нефигуративной живописи. Попытка рисовать пейзажи, вызывающие эмоции, привела Криволапа на путь экспериментов с цветами. Особая техника мастера, неверно понимаемая как «наивная», является средством создания целостного универсума. По словам художника, эта художественная реальность пронизана мистикой уютных ночей Гоголя. На холстах предметы, люди и животные кажутся «вписанными» в окружающий фон. Именно таким образом Криволап пытается показать неразрывное единство мира.
Олег Тистол
Искусствоведы относят творчество мастера к необарокко. Современная живопись маслом Тистола творит роскошный мир, но, как и в эпоху барокко, безупречность изображений оттеняется общей атмосферой ощущения быстротечности жизни. Новая эклектика художника апеллирует к национальным стереотипам и ищет возможности их переосмысления. Полотна Тистола можно увидеть на лондонских аукционах и на различных выставках по всему миру.
Наталья Багацкая
Художница работает в стиле метамодерна, возникшего на пересечении реализма, магического реализма и концептуализма. Багацкая активно использует различные краски и техники для создания концептов. На фоне слегка затемненных фонов вниманию зрителя предстают образы цветов и людей. Живость картинам придают сочные цветовые акценты. Соединение весьма удаленных друг от друга направлений соответствует современному духу эклектизма.
Алексей Рубанов
Творчество художника испытывает влияние экспрессионизма, абстракционизма, модерна, символизма, импрессионизма и концептуализма. Буквальный распад больших объектов на цветные лоскутки и теплая цветовая гамма создают эффект ирреальности образов на холсте. Мастеру удается сочетать богатство цветовой гаммы с лаконичностью форм для создания запоминающихся концептов.