Севший аккумулятор мотоцикла застает его владельца врасплох, равно, как и разряженная автомобильная батарея. Способ зарядки их одинаковый – при помощи зарядного устройства для аккумулятора. Однако, зарядка аккумулятора мотоцикла имеет свои особенности и правила, о которых следует знать, как мотоциклисту-новичку, так и опытному байкеру.

Можно ли использовать зарядку для автомобиля?

Этот вопрос является, чуть ли не самым главным среди тех, которые задают мотоциклисты. Ведь проще простого взять зарядное у соседа-автомобилиста или применить автомобильное ЗУ, которое уже есть в гараже. Но не спешите – можете угробить свой мотоциклетный аккумулятор.

Ведь если с вольтажом у автомобильного зарядного проблем нет (режим 12 Вольт применим к мотоциклам, 6-вольтные АКБ встречаются только у очень старых моделей и скутеров), то с показателем зарядного тока можно сильно ошибиться. Дело в том, что мотоциклетные и автомобильные батареи разнятся по емкости. А оптимальный ток заряда должен составлять 1/10 часть от емкости заряжаемой батареи.

Получается, что к мотоциклу подойдет только то автомобильное ЗУ, у которого есть регулятор величины тока заряда. Его можно выставить на нужный показатель. При емкости АКБ 15 Ампер-часов – ток 1,5 Ампера, при емкости 30 ампер-часов – 3 ампера. Ускоренная зарядка высокими токами актуальна, когда вы спешите, но ничего хорошего аккумулятору она не принесет, только быстрый износ.

Зарядка аккумулятора скутера автомобильным зарядным требует не только функции регулировки зарядного тока, но еще и переключения режимов вольтажа. Не все зарядные имеют 6-вольтный режим, а 12-вольтный для скутера не подойдет. Его батарея имеет напряжение 6 Вольт.

Также существуют специальные зарядные устройства для мото аккумуляторов, при помощи которых можно быстро и безопасно зарядить севший аккумулятор - https://storgom.ua/zariadnye-ustroistva/motocikl-skuter.html.

Насколько частой должна быть зарядка?

Чтобы обезопасить свой аккумулятор от глубокого разряда, сульфатации (отложения солей на пластинах), нужно заряжать его по мере того, как этот прибор разряжается. То есть, стабильно и периодически. На периодичность зарядки мотоциклетного аккумулятора влияет тип заряжаемой батареи.

Рекомендуемый интервал:

  • Для самых распространенных свинцово-кислотных аккумуляторов – 1,5-2 месяца. Указывая такой интервал, мы ориентируемся на стандартную работающую батарею. Однако, если батарея старая (2,5-3 года), то лучше заряжать ее чаще. Оптимальный срок – хотя бы раз в месяц. Именно такие WET-батареи сильно подвержены отложению солей, а разбить соли на пластинах очень сложно, поэтому глубокой разрядки не нужно допускать.
  • Для аккумуляторов типа AGM срок зарядки реже, допускается 2 раза в сезон. У них в контакт с электролитом вступают не свинцовые пластины, а стекловолокно, поэтому глубокий разряд и сульфатация не происходит. Кислота не выкипает, доливать её не нужно. Термин эксплуатации таких батарей дольше, но стоят они дороже.
  • Для гелевых (самых дорогих и современных) - 1 раз в сезон. Или 2 раза – при не новой батарее. Срок эксплуатации таких батарей очень большой - 10-15 лет. Заряжать гелевый мотоциклетный аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, в технических характеристиках которого указано – для гелевых типов.

Как узнать, пора ли заряжать?

Указанные выше интервалы довольно приблизительные. Ведь на время разряда батареи влияют многие причины – и ее тип, и возраст, и правильный (или, наоборот - в корне неправильный) уход. Поэтому время от времени, подойдите к своему аккумулятору с вольтметром в руках. Вольтметр – прибор, который измеряет вольтаж (напряжение). У мотоцикла аккумулятор имеет напряжение 12 Вольт. Однако, измерительный прибор должен показать не это значение, а чуть больше.

Измеряем по такой процедуре:

  1. Выставляем вольтметр на 20 Вольт, красный щуп прикладываем к «+», а черный к «-».
  2. При нормальном заряженном аккумуляторе показатель может быть:12,3, 12,4 или даже 12,6 Вольт. Это стандарт, норма.
  3. Если число ниже 12,3, например, 12,1, 12,0 - это уже сигнал к зарядке.
  4. Критическая норма – 11 Вольт. Данное число обозначает, что плотность электролита сильно упала, вместо кислоты – чуть не вода, а соли начали оседать. Батарею нужно не то, что заряжать – реанимировать. Малыми зарядными токами, импульсным устройством.

Несколько полезных советов по зарядке

Правильно заряжать аккумулятор мотоцикла помогут вот какие нюансы:

  • При зарядке батарею снимают. Перед тем, как снять – сфотографируйте схему подсоединения на телефон, или зарисуйте ее. Это актуально для неопытных водителей. Помните, что вам придется ставить аккумулятор обратно.
  • Холодный аккумулятор не заряжайте, дайте ему нагреться. Учтите, что открытого огня нигде не должно быть, как и случайной искры.
  • Электролит – это серная кислота с водой. Он едкий и агрессивный. Наденьте перчатки, работайте аккуратно и не спеша.
  • Подключайте ЗУ, соблюдая полярность. Хорошо, если у вашей зарядки есть защита от неверной полярности, иначе она выйдет из строя.
  • Свинцово-кислотные АКБ заряжаются током заряда, который равняется 1/10 емкости. Процесс идет до показателя вольтажа 14,4 Вольта (для стандартных батарей). Это число обозначает количество банок, умноженное на 2,4. Шесть банок – получается 14,4 Вольта. Дальше на поверхности кислоты образуются пузырьки (кипение). Тогда нужно уменьшить ампераж в 2 раза, и заряжать на протяжении еще 2 часов.
  • У гелевых батарей также выставляем ток заряда в размере 10% от емкости батареи. При этом поступающий вольтаж не должен превышать пороговое значение. Оно составляет 14,2-14,4 Вольта. Силу тока уменьшать не нужно. Как правило, для полного заряда требуется 10 часов.
  • Вернуть к жизни глубоко разряженный аккумулятор можно малым током – 5% (или 1/20) от емкости. Соответственно, увеличится и время, затраченное на зарядку. Но спешить в данном случае не нужно, иначе придется покупать новый мотоциклетный аккумулятор.